Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:
Лечебно-оздоровительные упражнения:
• упражнения для позвоночника
• упражнения для осанки
• упражнения для шейного отдела позвоночника
Следить за своим физическим здоровьем:
• полноценное питание
• достаточный сон
• соблюдение правил личной гигиены
• режим труда и отдыха
• занятия спортом
Соблюдать психоэмоциональное равновесие:
• позитивное мышление
• оптимизм
• управление эмоциями
• доброжелательное отношение к людям
• любовь к себе
Что предпринять, если голос сел?
• Не пейте горячее.
• Воспользуйтесь прохладными напитками, содержащими солевые растворы и йод.
• Эффективны ингаляции на минеральной воде с добавлением какого-нибудь масла.
• Введите в рацион мед и прополис.
Экстренная помощь голосовым связкам
С закрытым ртом сделайте несколько мышечных усилий, при которых вы ощутите неприятное напряжение подчелюстных мышц, корня языка, глотки и гортани. Продолжительность упражнения — 5-10 сек. Можно пососать мятную пастилку. Бросьте в стакан горячей воды таблетку валидола и подышите парами в течение 1 мин.
Профилактика
Применяйте витамины с аминокислотами — «Амиатон», «Авиатон», инъекции витаминов В1, В6, В12, АТФ, экстракта алоэ. Выполняйте дыхательные упражнения.
Помните!
Свободный, открытый голос благоприятно действует на физическое здоровье, внешний вид, социальную уверенность, искусство общения.
Гимнастика дыхания
1. Стоя, шея вытянута, голова припод¬нята, таз слегка выдвинут вперед, грудь «колесом». Представьте себе, что держите под мышками большие мячи. Сохраняйте такое положение 2-3 мин. Дышите ровно, при вдохе старайтесь увеличить объем вдыхаемого воздуха.
2. Из положения стоя наклонитесь, стараясь достать руками пол, при этом макси¬мально выдыхая воздух. Задержитесь в этом состоянии несколько секунд. Посте¬пенно распрямляясь, медленно делайте вдох через нос, руки в стороны (параллельно полу). Поднимайте руки вверх, соединяя ладони вместе. Задержите дыхание. Мед¬ленно выдыхайте воздух через рот, накло¬няйтесь вперед, руки свободно «свисают». Максимально расслабьтесь.
3. Исходное положение — сидя на полу, на стуле. «Сверните тело в клубок», макси-мально сгруппируйтесь. Задержите дыха¬ние. Затем с усилием сделайте вдох. За¬держите дыхание на 2 сек. Затем выдохни¬те и распрямитесь, быстро и энергично. Низким голосом скажите: «Ух!». Повторите упражнение 6-8 раз.
4. Стоя, ноги на ширине плеч, ладони за головой. Наклонитесь в сторону (потя¬ните локоть к полу). Вдохните и задержите дыхание, почувствуйте натяжение мышц туловища. Выдохните, возвращаясь в ис¬ходное положение. Повторите упражнение10-20 раз.
5. Стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной, ладони соединены. Вдохните и задержите дыхание, наклонитесь вперёд, максимально потянувшись руками назад, при этом делайте медленный выдох. Выпрямитесь, повторите упражнение 10-20 раз.
6. Произнесите серию слогов «ли, ти, ни, ки, ги». Почувствуйте, как ваш язык «выпускает звуки» из все более дальних отсеков рта и горла. Попробуйте пропеть эти звуки тихо, затем громче. Произнесите «а-и-ай-су-ю». Повторите упражнение 8-10 раз.
7. Упражнение - пение с закрытым ртом: напевайте «ммм» - губы сжаты, язык «на донышке» рта, нёбо вибрирует; напевайте «ннн» - язык касается твердой передней части нёба; пропойте в нос «нгнгнг» - задняя часть языка поднимается к мягкой задней части нёба, колебания отдаются в гортань и шею. Проделайте каждое из этих упражнений 8-10 раз.
8. Упражнения для языка, если он устал («еле ворочается»). Чтобы снять это состояние: а) произнесите гласные звуки, которым предшествует согласная «ло»,«ла», «лэи»; повторите то же самое, но поднесите руку ко рту на расстояние 7 см, а при начальном «л» каждого слога косни¬тесь руки языком. Повторите упражнение 8-10 раз.