Советы психолога

Информация психолога для поступающих в 1 класс
 
Поступление в школу- один из важнейших периодов в жизни детей. Поступление в школу первоклассника приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: меняется режим дня, привычный стереотип поведения, возрастает физическая и психоэмоциональная нагрузка. Успешность периода адаптации к школе во многом определяет весь дальнейший процесс обучения и развития.
Адаптация ребенка – это длительный процесс. Организм ребенка должен приспособиться к новым условиям школьной жизни, а педагогический коллектив обязан ему в этом помочь.

Советы родителям
будущих первоклассников

  • Поддерживайте ребенка в его стремлениях стать школьником.
  • Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встретится в школе
  • Ваш ребенок пришел в школу чтобы учиться.
  • Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться.
  • Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если, например, у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ним до поступления в школу.
  • Школа должна быть рядом с домом.
  • Выбирая школу для гиперактивного или медлительного ребенка, нужно, прежде всего, выбирать учителя.
  • Он должен быть спокойным и уравновешенным.
  • Поддерживайте в ребенке в его желании добиться успеха. Помните что похвала («Молодец!», «Ты хорошо справился!»)- это эмоциональная поддержка!

Среди трудностей, которые переживает школа, особое место занимают проблемы, обусловленные ростом числа школьников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии. Этот вопрос весьма актуален не только для молодых педагогов, но даже и для опытных учителей.
Психолого- педагогическое сопровождение ребенка с незначительными отклонениями в развитии являются относительно новым явлением для массовой школы.
Начало обучения в школе, вхождение в школьную жизнь, новую социальную ситуацию является сложной задачей для всех категории детей. В то же время учитель должен быть готов к тому, что в классе могут быть и дети, учебные трудности которых имеют стойкий характер, как правило, сопровождаются поведенческими нарушениями. Это школьники с нарушениями речи, слуха, зрения, астеническими состояниями, ЗПР, психическими переживаниями, психопатологическими формами поведения.
«Ребенок развитие которого осложнено дефектом, не есть менее развитой, чем его нормальные сверстники, ребенок, но иначе развитой»- писал Л.М.Выготкий. Задачей школы и общества является создание условий компенсации нарушения развития.
Основным методом изучения адаптации первоклассников в школе является направленное наблюдение .На основе наблюдения за поведением и учебной деятельностью, а также результатов анализа данных о состояния здоровья и физического развития необходимо выделить учащихся, которые испытывают те или иные затруднения. Следует фиксировать все случаи, которые выделяют ребенка из общей массы, а именно доминирующее эмоциональное состояние на уроке, на перемене, усвоение и соблюдение школьных норм и правил поведения, особенности внимания (переключение, устойчивость, объем, отвлекаемость, и.др.), умственную работоспособность, темп учебной деятельности и пр.
В первые дни обучения в школе важно выявит школьников с нарушением слуха, поскольку наличие сохранного физического слуха является необходимой предпосылкой успешного овладения чтением и письмом. Чтобы четко и правильно произносить звуки и слова, ребенок должен услышать их. При незначительном снижении слуха он лишается возможности нормального восприятия речи. Как правило, эти дети имеют ограниченный словарный запас, специфические дефекты в произношении . При чтении и письме характерны специфические ошибки: смешивание звонких и глухих согласных, шипящих и свистящих, выпадение безударных окончаний, опускание начало слова, искажение сочетания согласных звуков, нарушение грамматического строя речи и им подобные.
В то же время дети с легким нарушением слуха при создании надлежащих условий могут быть успешными учениками.
Следует рекомендовать учителю посадить ученика с нарушением слуха на первую парту. При объяснении материала педагогу следует говорить громко. Четко произносить слова, так, чтобы ребенок видел лицо учителя. При необходимости следует повторить материал, провести качественный анализ ошибок и, если в работе первоклассника есть ошибки, связанные с недостаточностью слуха, не снижать оценки.
Необходимо в присутствии других учеников подчеркивать положительные качества и успехи достигнутые ребенком. В первые дни в школе желательно провести несколько дополнительных занятий, на которых больше внимания уделить на различению на слух глухих и звонких согласных, безударных частей слова, обогащению словарного запаса. Важно обратить внимание родителей на необходимость выработки в семье требований к речи взрослых.
Нередко среди первоклассников встречаются школьники с речевыми нарушениями.
Заикание также ведет к возникновению вторичных проблем: нерешительности, робости, раздражительности, плаксивости и т.д.

  • опираться на сильные стороны ребенка;
  • подбадривать и не травмировать ребенка снижением оценки за специфические ошибки;
  • тактично оказывать помощь;
  • не требовать развернутых устных ответов в присутствии других учеников, лучше не громко у стола либо письменно;
  • организовать работу ребенка с логопедом.

Затруднения в обучении часто связанны с нарушением зрения (дальнозоркость, близорукость, астигматизм. Дети часто нечетко видят буквы и цифры, путают их по начертанию, они быстро утомляются, имеют низкую работоспособность. Все нарушения обычно компенсируются очками. Педагог должен помнить, что эти дети не всегда хорошо видят доску, карту. Желательно использовать разные виды работ, следить за объемом зрительной нагрузки на уроке. И в школе и дома следует соблюдать санитарно-гигиенические условия: правильное освещение, использовать подставки, правильность посадки. Возможно выполнение упражнений на тренировки глазной мышцы.
Трудности возникают у детей с задержкой психического развития . Для них характерны инфантильность, незрелость эмоционально- волевой сферы, несформированность школьных интересов, трудности в сосредоточения на уроке, повышенная утомляемость, головные боли, детская непосредственность в поведении.

В работе с такими детьми целесообразно:

  • использовать игровые моменты на уроке;
  • использовать красочный наглядный материал;
  • делать занятия разнообразными и эмоционально насыщенными;
  • создавать положительный настрой на занятии, что повышает работоспособность;
  • уменьшить на начальном этапе объем домашнего задания и наращивать его постепенно;
  • применять на уроке ТСО.

При обучении детей с астеническими состояниями,  для которых характерны отвлекаемость, возбудимость, беспокойство, иногда вялость, нервность, плаксивость, заторможенность, следует рекомендовать:

  • постепенное увеличение объема домашнего задания;
  • постепенное усложнение домашних заданий;
  • при первых признаках утомления переключать их внимание на другую деятельность.

Эффективным приемом для данной категории детей является периодическая смена позы, переход из позы сидя в позу стоя не менее трех раз за урок.
Изредка среди школьников массовой школы встречаются дети с психопатическими реакциями . Возникновение подобных реакций может быть обусловлено родовой травмой, мозговыми инфекциями, хроническими заболеваниями матери и другими причинами.
Тяжесть психопатических реакции зависит от условий, в которых живет и развивается ребенок. Часто наряду сохранным интеллектом присутствует недоразвитие эмоционально- волевой сферы (дети ранимы, обидчивы, эмоционально-холодны, замкнуты, склонны к аффективным вспышкам, часто имеют не устойчивый фон настроения). Низкая работоспособность не дает преодолевать учебные трудности. Недостатки их поведения видны с первых дней: они не умеют подчиняться учебным требованиям, не выполняют учебные задания, нарушают дисциплину, конфликтны и пр.
При обучении детей с психопатоподобными расстройствами необходимо настойчиво приучать их к тщательному выполнению домашних заданий, усложнять задания постепенно, не допускать пробелов в знаниях, учить школьников анализировать свои поступки.
Педагог должен постоянно держать их в поле зрения и иметь спокойный, ровный тон
(от повышения тона, крика эти дети легко впадают в аффект). При аффекте следует переключать их внимание на другую деятельность.
Большое значение при работе с данной категорией детей имеет труд, так как он снимает общую возбудимость. Особое внимание следует уделить контакту с родителями, и дома и в школе должен осуществляться единый подход к воспитанию. Учителю необходимо помнить, что психопатические качества при правильном подходе могут сгладиться к 10 годам.
Таким образом успешность адаптации первоклассников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии зависит от соответствия организации учебно-воспитательного процесса особенностям развития данной категории школьников.

Медики считают, что в 6-7 лет ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз они правы наши бабушки, которые отправляли своих отпрысков в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

  • Правило 1

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и в какую-то секцию или кружок. Если малыш не будет иметь возможность погулять, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия спортом и музыкой кажется вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

  • Правило 2

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ними уроки, через каждые 10-15 минут прервитесь и обязательно дайте малышу физическую зарядку. Можете просто попросить его прыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашнего задания лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

  • Правило 3

Компьютер, телевизор и любые другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день- так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

  • Правило 4.

В течении первого года учебы ваш малыш больше всего нуждаться в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и в первые понимает, что с ним самим кто-то хочет подружиться, а кто-то нет. Именно в это время у ребенка складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя

  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
  • Нельзя никогда даже в сердцах говорить ребенку что он хуже других.
  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
  • Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми людьми.
  • Не стесняйте подчеркивать, что вы ими гордитесь.
  • Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
  • Всегда говорите ребенку правду, даже если вам это невыгодно.
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
  • Не добивайтесь успеха силой.
  • Всегда выполняйте обещания, данные ребенку.
  • Признавайте право ребенка на ошибки.
  • Помните: ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
  • Иногда пробуйте поставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
  • Ключевым моментом на уроке является создание «ситуации успеха». Написал ли первоклассник красивую букву или наконец научился отличать тетрадь в клеточку от тетради в линеечку, его необходимо похвалить, отметить, что у него это получилось. Нельзя сравнивать детей друг с другом, только с ним самим!
  • Все ребята хотят ответить, отличится, но спрашивать у доски надо по желанию!
  • Очень страшно в первый раз выходить к доске, а со своего привычного рабочего места отвечать спокойнее.
  • Как вы думаете, что больше всего волнует первоклассника, когда он заходит в школу? Найдет ли он дорогу в свой класс и не опоздал ли он? Для избегания ненужных тревог надо организовать встречу с учениками на первом этаже и осуществить совместное путешествие в волшебную комнату, полные новых открытий и радости. На школьной форме у каждого ученика может быть бейджик, где указаны его фамилия и класс. И пусть первоклассник пока еще не умеет читать- найдется не мало «знаек», которые помогут малышам найти дорогу, если он заблудился.
  • Необходимо тесно сотрудничать с родителями. Открытые уроки дают много информации и значительно облегчают жизнь родителям. Часто папы и мамы не представляют, как выполнить то или иное задание с детьми самостоятельно.
  • Конечно нельзя обходить многие деликатные вопросы, возникающие во время учебного процесса. Волнения, эмоции, физиология заставляет детей часто бегать в туалет на уроке! Известны случаи, когда дети, вынуждены терпеть до перемены и итог печален!
  • И конечно, необходим учет индивидуальных особенностей ребенка, доброжелательное общение на уроке, постоянная смена деятельности, организация отдыха не переменах. Все это обязательно даст свои положительные результаты.
  • Только плодотворно сотрудничая друг с другом, только объединив свой профессионализм, богатый практический опыт, доброту и внимание, мудрость и справедливость, участники образовательного процесса превратятся в музыкантов, и зазвучит великая музыка великого оркестра для единственного слушателя- маленького человека, готового стать большим.

Оставить заявку на поступление